Немецкий женский фронт
Изначально Коминтерн ориентировал свои зарубежные секции на вовлечение в социальную борьбу “женщин рабочего класса”; женский вопрос в тот момент был на пике популярности и женская эмансипация, в том числе, была одной из основ коммунистического дискурса. Поучать Компартию Германии по этому вопросу конечно не приходилось: еще с XIX века женский вопрос находился в фокусе немецкой социал-демократии, женщин в СДПГ было достаточно (после того, как в 1908 они получили право вступать в политические партии), ну и, само собой, вышедшие из левой социал-демократии коммунисты “унаследовали” эти самые лучшие черты своих “отцов”. В конечном итоге, именно женщины, - Роза Люксембург, Клара Цеткин, Рут Фишер, - были символами немецкого коммунизма начала 20-х.
Однако, когда под эгидой КПГ в 1924 году был образован “Союз Красных Фронтовиков” (Rote Frontkämpferbund - RFB), вокруг женского участия почти сразу же завертелись острые дискуссии. Дело в том, что RFB не был секцией КПГ: это скорее был массовый фронт, ассоциация различных групп, объединявших прежде всего ветеранов Первой Мировой Войны, державшихся условных радикально-левых взглядов, и часто даже но не являвшихся членами компартии.
И, - что закономерно, - внутри этих групп боевых ветеранов царили настроения, которые сегодня можно было назвать “мачистско-милитаристскими”. В этом плане культура ветеранов войны была идентична везде: и в коммунистическом RFB, и в фашистском Stahlhelm, и в республиканском/социал-демократическом Reichsbanner.
Несмотря на жаркую феминистскую риторику “материнской” партии, рядовой состав RFB плохо воспринимал интеграцию женщин и совместную работу с ними в различных инициативах. Приводились к этому стандартные аргументы: политическая несознательность женщин, нервная и психологическая неустойчивость, неспособность к участию в уличных столкновениях, наконец, содействие моральному разложению из-за флирта с товарищами тех немногих девушек, которые присоединились к RFB.
Пока КПГ рулил “ультралевый” тандем Рут Фишер-Аркадий Маслоу, партийное руководство продолжало настаивать на жёстком соблюдении изначальной линии на политическую интеграцию женщин наравне с мужчинами. Однако оппозиция внутри RFB росла, и выдвинувшийся в ходе ”большевизации” партии новый председатель КПГ Эрнст Тельман уже не мог не считаться с тем, что отдельные ассоциации фронта весной 1925 по собственной инициативе накладывали запрет на участие женщин в демонстрациях. Наконец, на второй конференции RFB в мае 1925 был достигнут определенный консенсус: “Союз красных фронтовиков” исключил женщин из своих рядов, но одновременно под крылом КПГ была образована “Лига красных женщин” (Rote Frauenliga), предшественница “Союза красных женщин и девушек” (Rote Frauen und Mädchen Bund - RFMB).
Постфактум эта инициатива отделения мужчин от женщин была одобрена даже Кларой Цеткин, которая утверждала, что “мужская” милитаристская культура RFB отпугивает обычных женщин от вступления в массовый фронт. И тем не менее, многие женщины-коммунистки восприняли разделение фронтов в штыки, либо отказываясь выходить из RFB, либо, - что еще хуже, - приступали к воспроизводству в RFMB той же самой “мужской” милитаристской культуры, какую они наблюдали в “Союзе красных фронтовиков”.
С этим RFMB вообще история любопытная. Дело в том, что, несмотря на провозглашенный курс на вовлечение в борьбу именно фабрично-заводских женщин-работниц, успехов на этом поприще достигнуто было мало: миролюбивые заводчанки почему-то не особо желали вступать в излишне воинственный коммунистический женский фронт, предпочитая ему более умеренную социал-демократию. Поэтому основным контингентом RFMB являлись…безработные домохозяйки рабочих кварталов. Которых коммунисты привлекали педалированием вопросов, касающихся семейного быта: высокой арендной и коммунальной платы, дороговизны продуктов и социальных услуг. Т.о. к 1927 году RFMB по бóльшей части состоял из домохозяек, а не из работниц предприятий, как это было задумано.
Между тем, если в 1926 в женском фронте состояло около 25 тысяч женщин, то уже к концу 1929 их осталось чуть более 4 тысяч. Что случилось?
Случилась т.н. “большевизация” массовых фронтов, целью которой было превращение их членов в дисциплинированную и единообразную армию, готовую оказать активное сопротивление наступлению реакции. Ибо как раз во второй половине 20-х началась эпоха Kampfzeit, - активных уличных столкновений, - совпавшая с переходом Коминтерна, ожидавшего падения мирового капитализма со дня на день, к ультрареволюционному “третьему периоду”.
В контексте “большевизации” женского фронта, речь в том числе шла о продвижении определенного единого внешнего вида “коммунистической женщины”. Прежде всего, как и в RFB, в RFMB вводилась единая форма. Причем выглядела эта форма предельно ассексуально, подчеркивая нормативный физический идеал коммунистической женщины, совершенно лишенной “буржуазного кокетства и соблазнительности”.
Свободный/мешковатый крой блуз и юбок (теперь такое называют “оверсайз”), короткие прически (символ женской эмансипации в межвоенные годы), отсутствие каких-либо украшений; все это дополнялось организацией воинственных ритуалов, сходных с традициями мужских полувоенных коллективов (маршировка, распевание революционных песен, скандирование воинственных лозунгов) и продвижением милитаристской ментальности как проявления “новой революционной роли” женщин. Все это вкупе выглядело, наверное, эпатажно и круто, но отталкивало массы женщин, не разделявших столь агрессивных и новаторских убеждений.
В общем, уже в те годы излишне радикально понятая некоторыми “повесточка” создавала проблемы.
Небезынтересно, что попытки превратить женщин в бесполых и агрессивных “революционных солдат” наталкивались как на критику со стороны “мужского” RFB (что интерпретировалось радикальными деятельницами как проявление “реакционной отсталости”), так и на осуждение наиболее адекватными женщинами из самого RFMB: например, Клара Цеткин сокрушалась, что пропаганда милитаризма внутри RFMB демонстрирует неспособность участниц организации “понять женский образ мышления”.
Но все было тщетно: активное меньшинство агрессивных сторонниц эмансипации продолжало навязывать внутри RFMB “женский мачизм”, отталкивая от организации не только аполитичные массы, но и некоторые ассоциации “Союза красных фронтовиков”, которые во многих местах просто повернулись спиной к странным женским инициативам (иногда открыто их высмеивая), что грозило совершенно разрушить сколоченный коммунистами альянс женского и мужского фронта.
XI конференция КПГ в марте 1927, наблюдая очевидный вред, который наносит партийному влиянию в массах этот “женский милитаризм” уже напрямую призвала RFMB разорвать связи с воинственной политической культурой, указав, что вместо военизированной деятельности, женский фронт должен сконструировать собственный профиль, понятный и симпатичный “пролетарским женщинам”. Это ничего не изменило и численность актива продолжала падать.
Ко времени Третьего конгресса RFMB в августе 1929 стало окончательно ясно, что идея коммунистического женского массового фронта провалилась с треском, уступая позиции социал-демократам, пацифистам, республиканцам и даже нацистам.
Но даже теоретическому исправлению ситуации теперь помешала изменившаяся конъюнктура: после кровавых первомайских столкновений 1929 года в Берлине (т.н. Blutmai), приведших к запрету RFB, руководство КПГ очень резко изменило свой взгляд на женский фронт, призвав женщин вооружаться, заниматься спортом и участвовать в уличной борьбе наравне с мужчинами.
Призывы КПГ были с восторгом восприняты “милитаристским” ядром RFMB, но, одновременно, привели и к окончательному крушению структуры как более-менее массовой и полуавтономной от КПГ организации. Народ начал разбегаться, а кое-где целые городские отделения отказывались принимать новый милитаристский курс.
И хотя остатки RFMB в сентябре 1930 года влились в созданную под эгидой партии “Боевую лигу против фашизма” (преемницу запрещенного RFB, в которой женщины составляли около 10-15% личного состава) и даже принимали живейшее участие в уличных схватках с нацистами, история коммунистического женского фронта на этом закончилась. Ибо для участниц “Боевой лиги” уже не стояло цели в завоевании женских умов и сердец, отсутствовала даже внятная агитация против женоненавистнических взглядов нацистов; оставшиеся в строю “воинственные женщины” почти полностью посвятили себя уличным дракам и маршам под бой барабанов…вновь вызвав брожение в “мужской” части “Боевой лиги”, представители которой так и не смогли принять новый экстремальный облик “женщины-уличного бойца”.
Тихий саботаж членов “Боевой лиги” женского участия в прямой борьбе с нацистами на улицах немецких городов неоднократно вынуждал партийных руководителей критиковать низовых антифашистов за “отсталость” и “реакционную позицию”, увенчав это дело выпуском в 1931 году специальной директивы, в которой верхушка КПГ прямо заявляла, что тем, кто отказывается принимать в организацию женщин или саботирует совместную работу, “нет места в наших рядах”.
Комментарии
Отправить комментарий