Сальвадорские коммунисты и Футбольная война

 


Если кто думает, что нынешний вялотекущий спор промеж "социал-шовинистами" и  "революционными коммунистами" по вопросу об отношении к событиям вна Украине есть нечто невиданное со времен краха II Интернационала, тот сильно ошибается. Т.н. "коммунистическое движение" воспроизводило "раскол II Интернационала" в миниатюре (со всеми его аргументами и контраргументами) почти всегда, когда речь заходила о межгосударственных конфликтах. Индо-пакистанские войны, Фолклендская война, ирано-иракское побоище, турецкая интервенция на Кипр, вторжение Индии на Шри-Ланку, вторжение Пакистана в Бангладеш: всегда среди коммунистов находились теоретики, которые, опираясь на бессмертное учение Маркса-Энгельса-Ленина, обосновывали "справедливость" и "прогрессивность" той или иной военной акции собственного правительства и, соответственно, "реакционность" правительства противоборствующей стороны. 


На мой взгляд, в этом ряду блистательного марксистского теоретизирования пальму первенства можно отдать Коммунистической Партии Сальвадора, умудрившейся занять патриотическую позицию в ходе т.н. Футбольной войны 1969 года. Войны между Сальвадором и Гондурасом, о которой бóльшая часть человечества даже слыхом не слыхивала. Абсолютно бессмысленная со всех точек зрения и безрезультативная, эта "игрушечная" война за 6 дней унесла жизни более чем 4 тысяч человек, что по меркам крошечного центральноамериканского региона является очень большой цифрой.


Я не буду расписывать предпосылки конфликта; кто желает, может сам ознакомиться хотя бы со статьей в Вики. Замечу лишь, что как в одной, так и в другой стране у руля находились реакционные правительства: в Сальвадоре верховодила олигархическая клика правого консерватора генерала Фиделя Санчеса Эрнандеса, а в Гондурасе в президентском кресле сидел правый консерватор генерал Освальдо Лопес Арельяно. Оба, подчеркну, в условиях Холодной войны занимали открыто прозападную позицию и коммунистов ненавидели. Т.е. даже речи не может идти о "более" или "менее" прогрессивном буржуазном режиме, однако сальвадорским коммунистам таки удалось отыскать прогрессивность именно в своём родном правительстве.


Вполне естественно, что в преддверии столкновения между Сальвадором и Гондурасом, сальвадорская пресса начала раскручивать пропеллер националистической истерики. Тут было все: и исторические обиды насчет "несправедливого" определения границ между странами после крушения Центральноамериканской Республики в 1840 году (провинциями которой и Сальвадор и Гондурас являлись), и напускная горечь сальвадорского правительства по поводу судьбы изгнанных из Гондураса сальвадорских мигрантов (которые из самого Сальвадора бежали к соседям по причине отсутствия земли и работы), и даже обвинения гондурасских властей в фашизме (а куда без этого?). Увенчалось это провокациями сальвадорских ультраправых в рамках футбольной встречи между командами обеих стран, из-за чего собственно конфликт и получил от репортеров своё броское наименование.


Коммунистическая Партия Сальвадора реагировала на всю эту психологическую кампанию по нагнетанию шовинизма достаточно вяло, бросаясь традиционными заявлениями о "происках империализма", "лагере миролюбивых сил во главе с СССР", "пролетарском единстве" и тому подобными "резиновыми" тезисами ни о чём.


Когда же ситуация покатилась по наклонной, КПС 2 июля 1969 выпустила коммюнике, в котором, помимо пожеланий разрешения назревающего конфликта посредством переговоров, было указано, что в случае, если Гондурас атакует, долг истинных коммунистов заключается в защите национального суверенитета и территориальной целостности Сальвадора.


4 июля Объединенная Федерация Профсоюзов Сальвадора (FUSS, ориентирующийся на КПС профцентр) выпустила заявление в еще более революционном духе: рассуждая так, будто Гондурас уже напал, FUSS призывал все профорганизации страны отложить в сторону идейные разногласия и сплотиться в единый национальный фронт защиты родины, к которому естественно должны присоединиться промышленники и торговцы, если у них осталась еще хоть капля совести и патриотизма.


Таким образом, прокоммунистическое рабочее движение Сальвадора в ходе Футбольной войны открыто и тотально поддержало своё правительство в борьбе с "агрессией Гондураса".


Сама же КПС после начала боевых действий 14 июля 1969 года тоже не растерялась: буквально в этот же день заместитель генерального секретаря Шафик Хандаль, собрав в университетском городке большую группу молодых коммунистов, изложил перед ними хитроумный план, который нам, россиянам, тоже известен в интерпретации всевозможных левых патриотов (потому что у мудрых людей и мысли сходятся).

Шафик Хандаль в эпоху гражданской войны 80-х

Шафик Хандаль указал, что начавшаяся война может быть использована для проникновения в ряды сальвадорской армии; что власть в Сальвадоре можно взять, распропагандировав солдат и низших офицеров, подобно тому, как это сделали большевики во время Первой Мировой. Но для этого необходимо завоевать доверие армии, сражаясь с нею бок о бок против коварного агрессора, желающего уничтожить Сальвадор со всеми сальвадорцами и сальвадорками вместе взятыми.


По итогу этого абсурдного проекта, несколько групп молодых коммунистов 15 июля скитались от одной казармы Сан-Сальвадора (столицы страны) к другой, призывая офицеров выдать им оружие для защиты страны и отправить на фронт. К чести офицеров, они оказались не столь наивны, как об этом думал Шафик Хандаль, поэтому на все требования последовал категорический отказ. Офицеры рекомендовали студентам либо записываться в армию в индивидуальном порядке, либо, как это сегодня называется, "волонтерить" в тылу, ухаживая за ранеными, собирая деньги солдатам на еду, воодушевляя массы на борьбу с проклятыми гондурасскими фашистами и т.д. 


Как бы там ни было, спустя 5 дней война завершилась безо всяких результатов, так что сальвадорским коммунистам не удалось упасть ещё ниже (завоевать широкие общественные симпатии своим пламенным патриотизмом тоже не получилось). Однако даже того, чего коммунистам удалось сделать, хватило для раскола. 


Уже в ходе самой войны странная "патриотическая" деятельность КПС вызвала недоумение у генерального секретаря партии Кайетано Карпио, находившегося в тот момент в СССР на высших партийных курсах. Он направляет ряд критических посланий партийному руководству и пишет одну статью (выпущена в журнале костариканских коммунистов Libertad), в которой прямо говорит о преступности и несправедливости войны между Сальвадором и Гондурасом, о её гибельности для обоих народов, о необходимости повернуть оружие против господствующих олигархических групп каждой из стран, тщательно готовивших военную мясорубку во имя собственных интересов (по его мнению, ради купирования неизбежного революционного взрыва). 

Кайетано Карпио

Ну и дальше классика: любые силы, которые в рамках данного конфликта пытаются прикрыть его сущность лозунгами о "защите родины", "защите территориальной целостности", "защите соотечественников от фашистского террора" (и сальвадорское и гондурасское правительства активно юзали "эскадроны смерти", - ORDEN и  La Mancha Brava соответственно, - в преддверии войны) на деле предают позиции революционного интернационализма, содействуя дальнейшему укреплению олигархических клик и, стало быть, ослаблению народного лагеря.


Осуждение Кайетано Карпио позиции КПС по поводу Футбольной войны, открыло серию тяжелых внутрипартийных дебатов, по результатам которых Карпио, не в силах далее противостоять патриотической оппозиции, подал в отставку с поста генсека, а затем и покинул партию, учредив в 1970 году военно-политическую организацию "Народно-освободительные силы имени Фарабундо Марти", которая станет крупнейшей левой группой в эпоху гражданской войны 1980-92 гг. 


А победившее в КПС правое крыло во главе с Шафиком Хандалем в 70-е годы взяло курс на союз с либеральной буржуазией (т.н."более прогрессивными слоями") в стремлении добиться демократических перемен электоральным путём, однако мечты Шафика и стоявших за его спиной советских товарищей были разрушены переворотом в октябре 1979, приведшим к власти военно-гражданскую хунту (в состав которой, по иронии судьбы, вошли и представители "более прогрессивных буржуазных слоёв"), после чего началось стремительное сползание страны к гражданской войне. 


Так что, братья и сестры, нет ничего нового под солнцем и все те дискуссии левых вокруг патриотизма, какие мы можем наблюдать сегодня, есть не более чем повторение слово-в-слово уже звучащих в 20 веке споров, точку в которых поставить невозможно несмотря на всесилие учения Маркса.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Большевики и ирландцы

Американские добровольцы в Испании

Comunismul Moldovenesc